Categories
Музыка

Почему современная украинская музыка так дерьмово звучит?

Недавно авторитетный научный журнал The Lancet провел интересное исследование. Были созданы фокус-группы слушателей: помладше, постарше и пожилые. Над ними проводились опыты. Ученые включали им абсолютно разную украинскую музыку, созданную после 2010-го года. В экспериментах участвовали жители со всех уголков мира и была выявлена одна общая для всех закономерность. Каждый третий слушатель испытывал рвотные позывы. У каждого второго повышалось давление и он смотрел на часы, нетерпеливо дожидаясь конца опытов. 

В чем же причина такого холодного приема отечественной музыки, спросите вы? Ученые из Аризоны, проводившие эксперимент для The Lancet, тоже бились над этим вопросом. Бились целый год, пока не выявили еще одну забавную закономерность. 

Украинская музыка, вообще любая музыка, любое творческое начало напоминает… шахматы!

Прежде чем покрутить пальцем у виска и недовольно хмыкнуть прямо на свой смартфон, давай вначале определим, кто ты, читатель этого текста. Если ты шашечник («больше по шашкам, фигуры знаю как ходят, но в шахматы не играю»), то рекомендуем срочно закрыть вкладку. Так как дальнейшее чтение тебя не заинтересует и только отнимет время на твоем Пути в Дамки по жизни. Если же ты уважаешь шахматы, семью и веришь хоть во что-то иррациональное, то ты по адресу. 

Возвращаясь к выводам ученым. Они провели интересную параллель, покопавшись не только в творческом продукте украинских музыкантов, но и в их биографиях на Soundcloud, в описаниях страниц на Facebook. В общем, они нырнули глубоко в саму суть, в психологию музыканта как такового. И вывели следующий факт: 

Иерархия украинских деятелей музыкальной индустрии, линии их судеб очень сильно напоминают расстановку фигур на шахматной доске. 

Сами посудите. В шахматах есть король. Он может двигаться по доске в любом направлении, каком ему вздумается. Но по шахматным правилам желательно, чтобы он особенно не суетился, поэтому король ходит только на одну клетку. Остальные фигуры должны выполнять за него всю грязную работу, прикрывать его, защищать и так далее. Король украинской музыки — это, например, Михаил Михайлович Поплавский. Он движется свободно и ему в принципе наплевать, какая там нынче «погода» на отечественной сцене: в моде рэп или до сих пор софт-рок на украинском языке, многочисленные вариации на тему песни «Лиш вона». Поплавский делает все в своем стиле и всегда будет королем, что бы не говорили оппоненты с другой стороны шахматной доски за его спиной. Поставить мат королю — «сложно, но возможно». Другое дело, чтобы по-настоящему состязаться с королем и действительно его победить, нужно самому быть королем по другую сторону шахматной доски. А таких Личностей как Поплавский — живых локомотивов, которые прут несмотря ни на что и, главное, обладают непререкаемой народной поддержкой и любовью — в украинской музыке практически и нет. На пальцах рук (руки?) перечесть. 

Далее. Королева или ферзь. Умный, быстрый, если нужно — жесткий и свирепый. Ферзь движется по доске в любом направлении, каком ему захочется, и на любые расстояния. Эта фигура про «go-get-the-shit-done», про конкретные результаты и достижения, она задает шахматной партии определенный вектор. Здесь легко провести параллель с продюсерами. Юрий Бардаш, Юрий Никитин, Михаил Ясинский, Алексей Потапенко. Вот, наверное, и все «ферзи» — по крайней мере, те, чьи деяния видит более-менее вся страна. 

А вот когда мы слазим с верхушки и погружаемся в «средний класс», все становится сложно и непонятно. Кто вы такие, какое ваше место и что вам нужно? 

С шахматными аллегориями становится гораздо проще ответить на эти вопросы, а также на главный: почему же новая украинская музыка так плохо, слабо, дерьмово звучит? Под «звучит» имеется в виду не «саунд-продакшн», а все параметры вместе.

Дело в том, что внутри отечественной музыкальной индустрии так и не случился процесс правильной расстановки шахматных фигур на доске для грамотной игры по правилам. Еще раз: фигуры не расставлены! Каждая фигура пытается ходить хаотично, как ей вздумается, а страдают от этого все. И, конечно, нет никакой командной игры. 

Пешки сходу мечтают о славе Королей, их амбиции перехлестывают через край. Они и ходы хотят делать с соответствующим размахом. Но, как только заступают на «вражескую» половину доски — то есть вступают в контакт с окружающим миром, а не своими представлениями о нем — почти сразу же «погибают». Распадаются после тупого стучания в немую медиа-стену. Затихают после выхода первых релизов, песен и клипов. После недельной эйфории от того, что несколько блогов «поддержали релиз» и подсчета лайков наступает полугодовая депрессия, растворяемая в различных депрессантах и веществах. Или в лучшем случае «в нормальной офисной работе». 

Слоны или кони сразу мнят себя Ферзями. Хотят заранее диктовать, решать, влиять. Забывают о том, что диктует как раз тот, кто не диктует вовсе — диктатура вещь, где решают в общем. Задумывают великие планы, расписываются за всех. Любят рассуждать в кругу своих знакомых о судьбах народов и часто произносят фразы в духе «этой стране не хватает…». Могут прожить чуть дольше, чем пешки, но их тоже редко оставляют к решающему концу шахматной партии. Чаще всего просто разменивают ради какой-то выгодной позиции. 

Есть еще ладья — загадочно-пассивная фигура. Ладья оценивается в 5 пешек — то есть эту фигуру можно сравнить с людьми со «спящими талантами», которые их почему-то не развивают, так как сомневаются в своих способностях или продают за сравнительно небольшой кэш, ради безопасной выгоды. Тогда как истинное предназначение ладьи — это взаимодействовать с королем после рокировки. 

Завершая текст, хотелось бы вспомнить слова переехавшего в Нью-Йорк житомирского музыканта Юрия Бондарчука, большого друга нашего журнала. В песне «Мрія» он лаконично описал творческие метания своих «коллег по цеху»: 

yurii.bondarchuk · Юрій Бондарчук ‒ Мрія (feat. Зэ Джозерс)

«Мрій в одну руку — насри в руку іншу і дивись, яка з них заповниться першою / Мрій в одну руку — насри в руку іншу, займи своє місце між Крабом і Камишиним». (прим. ред. — Краб и Камышин — это локально известные житомирские художники) 

Поэтому ООО «ПОТОП» обращается ко всем сопричастным: займите уже наконец свое место между Крабом и Камышиным. Определитесь со своим местом на шахматной доске — и давайте сыграем по-настоящему, по правилам. 

Также читайте наши универсальные инструкции, на каком языке петь украинскому музыканту, чтобы стать популярным и как стать известным украинским рэпером.